Строить в Москве становится проще

Одним из приоритетов работы московского правительства в последние годы является упрощение административных процедур в строительстве. Это привело к повышению инвестиционной привлекательности города как по данным российских и зарубежных рейтингов, так и по мнению экспертов.

Целенаправленная работа московского правительства в этом направлении привела к качественным изменениям в строительной отрасли, а 2016 год стал одним из самых активных по реформированию административных процессов в сфере строительства в Москве.

Несколько лет назад застройщики были вынуждены проходить около 100 процедур, чтобы получить возможность построить и сдать в эксплуатацию жилой дом, при этом только третья часть этих требований была обязательной. В среднем на это уходило около 20 млн руб. и примерно 1000 дней. Больше всего времени занимало документальное оформление коммуникаций.

Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу создать благоприятный деловой климат в столице, в частности, путем сокращения админбарьеров при согласовании проектной и разрешительной документации.

Упрощение процесса оформления застройщиками градостроительной документации (оптимизация процедур и сокращение сроков их прохождения, перевод услуг в электронный вид, развитие онлайн-сервисов для застройщиков) в Москве способствовало повышению показателей нашей страны в рейтинге Всемирного банка, оценивающего условия для ведения бизнеса. Со 156 места в 2014 году Россия поднялась на 115-е по показателю «получение разрешения на строительство» и на 22 позиции улучшила показатели по индикатору «ведение бизнеса».

Кроме того, в 2016 году была разработана и утверждена дорожная карта по снижению административных барьеров в строительстве (1 июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал документ в новой редакции). Она четко обозначила задачи, стоящие перед каждым ведомством, и ожидаемые результаты. Помимо прочего, в документе прописана необходимость информационного обеспечения градостроительной деятельности.

В связи с этим в Москве прошла масштабная информационная кампания по освещению и обсуждению данной темы как в рамках крупных отраслевых мероприятий (Российский информационно-строительный форум, Московский урбанистический форум, EXPOreal), так и в рамках специально организованных событий (Urban Talks, Московский центр урбанистики «Город»).

Публичное обсуждение позволило определить реальное место админбарьеров на карте проблем строительной отрасли, выявить иные факторы, негативно влияющие на строительство в Москве, а также укрепить обратную связь между властью и обществом по вопросам градостроительного развития.

Результатом целенаправленной работы по сокращению админбарьеров в строительстве для Москвы стало исключение в 2016 году из перечня обязательных пяти процедур при оформлении градостроительной документации. Это привело к снижению стоимости и сокращению сроков проектов.

Продолжительность прохождения админпроцедур сократилась с 239 до 215 дней, а их количество снизилось в 2,5 раза (с 36 до 14 процедур).

Кроме того, были исключены процедуры государственного строительного надзора для объектов с низким уровнем риска (так называемых эталонных объектов) и процедуры согласования архитектурно-градостроительного решения для небольших нежилых объектов на окраине Москвы.

Одним из эталонных объектов столицы является складской комплекс в Саларьево Новой Москвы, решение о строительстве которого компания Podium Market приняла весной 2016 года.

К реализации проекта Podium Market приступила в апреле того же года, выбрав под строительство участок площадью 1,25 тыс. кв. м. Площадь складского комплекса составила 1,3 тыс. кв. м. Проект предусматривал благоустройство и озеленение территории.

С учетом всех проведенных Правительством Москвы реформ по снятию административных барьеров в строительстве, подобные объекты можно построить за «9 шагов». Это позволяет значительно сократить сроки строительства жилых домов высотой не более трех этажей, складов и производственных зданий (не более двух этажей) площадью 1,5 тыс. кв. м.

Если раньше для возведения таких объектов требовалось 21 согласование, то теперь – всего 9. Работа городских властей и инвестора строится по принципу «одного окна» – одна экспертиза заменяет 10 подобных, а четыре вида строительного надзора объединены в единый государственный строительный надзор.

Таким образом, оформить большую часть документов можно через интернет, а весь процесс согласования занимает менее четырех месяцев.